Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский, Димитрий (светское имя - Даниил Саввич Туптало), [декабрь 1651, местечко Макарово под Киевом, - 28.10(8.11).1709, Ростов-Ярославский], русский церковный деятель и писатель…


Дмитрий Шемяка

Дмитрий Шемяка (1420-1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против…


Дмитров

Дмитров, город в Московской области РСФСР. Расположен на р. Яхрома (бассейн Волги). Ж.-д. станция в 65 км к С. от Москвы и пароходная пристань на канале им. Москвы. 44 тыс. жителей (1970). Основан в…


Дмитровский фарфоровый завод

Дмитровский фарфоровый завод, один из крупнейших центров производства художественного фарфора в СССР. Находится в посёлке Вербилки Московской области. Основан в 1766 Ф. Я. Гарднером. С 1891 принадлежал М. С. Кузнецову. Начав с творческой переработки западноевропейских образцов — придворные так называемые орденские сервизы (1777—80 и 1783—85), фигурки персонажей итальянской народной комедии (1770—1790-е гг.), — завод к началу 19 в. нашёл свой стиль изделий, в которых ампирные формы сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом (фигурки горожан по офортам в сборниках "Волшебный фонарь", после 1817; чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с жанровыми сценками, яркой цветочной росписью и др.). С 1833 Д. ф. з. освоил выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х гг. — из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для др. частных русских заводов. Однако во 2-й половине 19 в. художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчёт на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь "восточная" (для Средней Азии) и "трактирная" посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Рабочие завода не раз организованно выступали с требованием улучшить своё исключительно тяжёлое положение (первое выступление рабочих было в 1805). С 1905 забастовки носили политический характер. За годы Советской власти Д. ф. з. реконструирован и значительно расширен. В 1937 на заводе организована художественная лаборатория. Уже в довоенные годы завод начал обновлять формы посуды (К. Г. Тихонов) и образцы мелкой пластики (С. М. Орлов). С 1953 работа над органичным для фарфора художественным решением массовых изделий приняла планомерный характер (формы А. И. Шобанова, Ю. Б. Ганрио; росписи Е. П. Смирнова; скульптура Д. В. Горлова, М. Е. Пермяк, С. И. Вайнштейн-Машуриной). Продукция Д. ф. з. экспонировалась более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие изделия, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в др. музеях страны и за рубежом. Д. ф. з. был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937), серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В честь 200-летия завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Лит.: Чёрный Н. В., Фарфор Вербилок, М., 1970.

К. Н. Пруслина.