Клакманнан

Клакманнан (Clackmannan), графство в Великобритании, в Шотландии. Площадь 0,1 тыс. км2. Население 45 тыс. человек (1970). Административный центр - г. Аллоа…


Клан

Клан (гэльск. clann - отпрыск, потомство), 1) у кельтских народов, главным образом ирландцев, шотландцев и валлийцев (уэльсцев), наименование рода (реже племени); позднее, в период разложения родовых…


Кланг

Кланг, Келанг (Klang, Kelang), город и порт в Западной Малайзии, в штате Селангор. 113,3 тыс. жителей (1970). Быстрорастущий промышленный центр. Первичная переработка каучука и др. с.-х. сырья…


Клапан

Клапан (от нем. Klappe — крышка, заслонка), деталь или устройство, служащее для управления потоком газа или жидкости в машинах и трубопроводах путём изменения проходного сечения. В машинах — двигателях внутреннего сгорания, насосах, компрессорах, воздуходувках и др. — К. является частью механизма распределения или механизма управления потоком газа или жидкости (см. Газораспределение). К. как разновидность трубопроводной арматуры служит для управления потоком газа, пара или жидкости. К. состоит из корпуса, встроенного в трубопровод, и затвора, перемещающегося внутри корпуса и изменяющего проходное сечение, а следовательно, и пропускную способность К. Применяются К. для создания перепада давления (дроссельные клапаны), для предотвращения обратного потока жидкости (обратные клапаны), для частичного выпуска газа, пара или жидкости при повышении давления сверх установленного (предохранительный клапан), для управления давлением или расходом (регулирующие клапаны), для понижения давления и поддержания его постоянным (редукционные клапаны). Кроме того, К. широко применяется как запорная арматура для герметического отключения трубопроводов, технологических аппаратов, теплоэнергетических установок и др. По конструкции корпуса К. разделяются на проходные, угловые и трех- или многоходовые. По способу присоединения к трубопроводу К. могут быть фланцевые, муфтовые и др. Перемещение затвора в К. может осуществляться вручную и от электрического, пневматического или гидравлического привода.

Г. Г. Мирзабеков