Фавн

Фавн, в древнеримской мифологии бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствует Пан…


Фаворит

Фаворит (итал. favorito, от лат. favor - благосклонность), 1) лицо, пользующееся особой благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от них различные привилегии и оказывающее влияние на…


Фаворский Алексей Евграфович

Фаворский Алексей Евграфович [20.2(3.3).1860, Павлово, ныне Горьковской области, - 8.8.1945, Ленинград], советский химик-органик, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1922), Герой…


Фаворский Владимир Андреевич

Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, – 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903–05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913). Член общества "Четыре искусства" (1924–28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга – это единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, "определённое отношение... предмета к пространству" должны выявлять стиль писателя, основные "моменты мировоззрения" литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 – середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха ["Суждения господина Жерома Куаньяра" А. Франса (1918, изд. в 1963); "Фамарь" А. Глобы (изд. в 1923); "Труды и дни Михаила Ломоносова" Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации "Книги Руфь" (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в "Домике в Коломне" Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов "Новогодней ночи" С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в "Новой жизни" Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление "Сонетов" Шекспира (изд. в 1948), сборник "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (изд. в 1950), иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (изд. в 1954), "Борису Годунову" (1955, изд. в 1956) и "Маленьким трагедиям" (изд. в 1961) Пушкина; все – Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями ("Октябрь 1917", 1928), в том числе над портретами ("Ф. Достоевский", 1929, "Пушкин-лицеист", 1935, серия "Великие русские полководцы", 1945–47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия "Самарканд", 1942–44) и публицистические возможности ("За мир", 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938–61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений ("Двенадцатая ночь" Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920–30), Полиграфического института (1930–34), института изобразительных искусств (1934–1938), института прикладного и декоративного искусства (1942–48) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.

Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.

Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

Е. С. Левитин.