Фарсал

Фарсал, ныне Фарсала (Pharsalos, Pharsala), город в Греции в номе Лариса (Фессалия). Около Ф. 6 июня 48 до н. э. во время Гражданской войны в Риме 49-45 до н. э. произошло решающее сражение между…


Фарси-кабули

Фарси-кабули, кабули, устаревшее название языка дари, одного из двух государственных и литературных языков Афганистана. Термин "дари" законодательно закреплен с 1965. Вместе с родственными…


Фарс (историч. область в Иране)

Фарс, историческая область на Ю. Ирана. В древности известна как Персида (древнегреческая), Парса (древнеперсидская; арабизированная форма - Ф.). В 7 в. Ф. был завоёван арабами, главный город Истахр…


Фарс (театр.)

Фарс (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. – горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т.д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой. Наибольшую известность получили французские Ф. (15 в.) "Лохань", "Адвокат Патлен" и др. Традиции народного Ф. оказали большое влияние на развитие демократического направления во франц. актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. – Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте, англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф. – в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса. Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19–20 вв. жанр буржуазно-коммерческого театра, не связанный с народной традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комических приёмах.