Фахсафлоуи

Фахсафлоуи (Faxafloi), залив Атлантического океана у западного берега Исландии. Длина 60 км, ширина у входа 120 км, глубина менее 50 м. Берега низменные, заболоченные. На южном берегу - столица…


Фахури Омар

Фахури Омар (1896, Бейрут, - 24.4.1946, там же), арабский писатель (Ливан). Один из создателей демократической литературы Сирии и Ливана. Юридическое образование получил в Париже (1920-23). Вместе с А…


Фацеция

Фацеция (от лат. facetia - шутка, острота), короткий рассказ типа анекдота, городской жанр, особенно популярный в эпоху Возрождения, в основном направленный против пороков дворянства и духовенства…


Фацзя

Фацзя [кит. – школа законников (легистов)], философская школа в Древнем Китае. Её основные положения сформулировал Шан Ян (390–338 до н. э.) – автор легистского канона "Книга правителя области Шан". Значительный вклад в учение легистов внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.). Ф. сыграла большую роль в формировании императорской системы власти и развитии юридической науки в Китае. Школа Ф. отражала интересы имущественной знати, связанной с частной собственностью на землю, и широких слоев бюрократии, выступавших за создание централизованного деспотического государства. Она вела борьбу против древнего конфуцианства, защищавшего интересы старой наследственной аристократии. К числу наиболее важных легистских концепций относятся: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путём выдвижения чиновников; допуск к административным постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор за чиновниками. Легисты выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Они разработали также учение о наградах и наказаниях как наиболее эффективных методах воспитания народа, при этом наказаниям отводили главную роль. В империи Цинь (3 в. до н. э.) легизм являлся официальной идеологией. Позже, в империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.), он был включен в конфуцианство, ставшее официальной доктриной. Легизм оказал большое влияние на формирование традиционных институтов кит. государственности, просуществовавших без каких-либо кардинальных изменений вплоть до Синьхайской революции 1911–13.

Лит.: Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступит. статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968; Переломов Л. С., О роли идеологии в становлении деспотического государства в древнем Китае. "Народы Азии и Африки", 1967, № 3; его же, О сущности легизма, "Проблемы Дальнего Востока", 1973, №2; Vandermeersch L., La formation du legisme, P., 1965.

Л. С. Переломов.