Федоскино

Федоскино, село Мытищинского района Московской области, в 4 км от ж.-д. ст. Луговая Савеловского направления Московской ж. д. Центр миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным образом из…


Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра, один из видов рус. народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (коробки, шкатулки, табакерки и пр.). Производство основано в 1798 П. И…


Федосова Ирина Андреевна

Федосова Ирина Андреевна [1831, деревня Сафроново Олонецкой губернии, ныне Карельская АССР, - 10(22).7.1899, деревня Лисицыно, там же], русская сказительница. Плачи-импровизации Ф., отразившие многие…


Федотова Гликерия Николаевна

Федотова Гликерия Николаевна [10(22).5.1846, Орёл, – 27.2.1925, Москва], русская актриса, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). С 1858 выступала на сцене Малого театра; по окончании Московского театрального училища, в 1863 зачислена в труппу, 1-я значительная роль – Верочка ("Ребёнок" Боборыкина). Играла драматические, лирические, бытовые и салонные роли. Лучшие образы создала в произведениях А. Н. Островского и У. Шекспира. Героини Ф. отличались энергией, волевой устремлённостью. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная – Катерина ("Гроза", 1863; исполняла её в течение 35 лет); среди других – Василиса ("Василиса Мелентьева", 1868, роль написана специально для Ф.), Параша ("Горячее сердце", 1869), Лариса ("Бесприданница", 1878), Кручинина ("Без вины виноватые", 1884), Лидия (1870) и Чебоксарова-мать (1893) в пьесе "Бешеные деньги". В пьесах Шекспира играла: Беатриче ("Много шума из ничего", 1865), Изабеллу ("Мера за меру", 1868), Катарину ("Укрощение строптивой", 1871), Порцию ("Венецианский купец", 1877), леди Макбет ("Макбет", 1890). Огромный талант Ф. высоко ценил К. С. Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство её исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа (см. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39). Ф. помогала своим партнёрам, являясь фактически режиссёром спектакля, в котором участвовала. Всегда откликаясь на подлинно новое в искусстве, она поддерживала А. П. Ленского в его начинаниях, К. С. Станиславского в период его работы в Обществе искусства и литературы, горячо приветствовала первые шаги Московского Художественного театра. Много гастролируя, Ф. оказала значительное влияние на театры провинции. С 1885 вела педагогическую работу. С 1905, из-за болезни оставив сцену, занималась только преподавательской деятельностью. В 1912 по случаю 50-летия своей сценической деятельности на юбилейном спектакле выступила в роли Царицы Марфы ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского).

Лит.: Гоян Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки, М. – Л., 1940.