Ядерная авария

Ядерная авария, вызывается неконтролируемым течением цепной реакции в ядерном реакторе. Неконтролируемое протекание цепной реакции во всём объёме активной зоны ядерного реактора практически невозможно…


Ядерная батарея

Ядерная батарея, атомная батарея, источник тока, преобразующий энергию, выделяющуюся при радиоактивном распаде, в энергию электрического тока (см. Радиоактивность). Я. б. используют преимущественно в…


Ядерная бомба

Ядерная бомба, авиационная бомба с ядерным зарядом; один из видов ядерных боеприпасов. Сбрасывается с самолётов или других летательных аппаратов для поражения различных целей. См. также Атомная бомба…


Ядерная силовая установка

Ядерная силовая установка, ядерная энергетическая установка, предназначена для использования, как правило, на транспортных средствах.

Основная сфера применения Я. с. у. — атомный флот. Это объясняется рядом преимуществ Я. с. у. перед корабельными установками на обычном топливе: практически неограниченная автономность плавания, большая мощность на валу, и, как следствие, возможность длительно использовать высокую скорость хода. Я. с. у. состоит из ядерного реактора с оборудованием и паро- или газотурбинной установки, посредством которых тепловая энергия, выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механическую или в электрическую энергию. Наибольшее распространение в Я. с. у. получили водо-водяные реакторы под давлением.

Преимущественное использование Я. с. у. на судах, в первую очередь на подводных лодках, обусловлено тем, что Я. с. у. при работе не требуют кислорода, благодаря чему подводные лодки могут более длительное время находиться в погруженном состоянии. В 1959 в Советском Союзе было построено первое невоенное судно с Я. с. у.— атомный ледокол "Ленин". В дальнейшем были построены более мощные атомные ледоколы — "Арктика" (1974) и "Сибирь" (1977). В 60—70-х гг. за рубежом также были построены транспортные экспериментальные суда невоенного назначения, оснащенные Я. с. у., — "Саванна" (США), "Отто Ган" (ФРГ), "Муцу" (Япония).

В разное время в ряде стран велись разработки воздушно транспортных средств с Я. с. у. (самолётов, дирижаблей), однако к 1978 работа по ним не вышла за рамки технико-экономических исследований и проектных проработок. Несколько дальше продвинулись работы по Я. с. у. для космических летательных аппаратов; например, в США (проект Nerva) работы были доведены до стадии стендовых испытаний.

Ю. И. Корякин.