Якоби Павел Иванович

Якоби, Якобий Павел Иванович (1842, Казань, - 11(24).3.1913, Петербург), русский революционер-шестидесятник, член "Земли и воли", позднее врач-психиатр и этнограф. Брат В. И. Якоби. В 1860 окончил…


Якоби символ

Якоби символ, обозначение (n/p),являющееся обобщением Лежандра символа в случае составного модуля Р. Введён К. Якоби (1837). См. Квадратичный вычет…


Якоби телеграфный аппарат

Якоби телеграфный аппарат, 1) телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр. Изобретён Б. С. Якоби в 1845. 2) Первый…


Якоби Фридрих Генрих

Якоби (Jacobi) Фридрих Генрих (25.1. 1743, Дюссельдорф, — 10.3.1819, Мюнхен), немецкий писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг И. В. Гёте и К. М. Виланда, автор философских романов "Из писем Эдуарда Альвиля" (1775—76) и "Вольдемар" (1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против "рассудочного" рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Я., "рассудочное мышление" не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Критикуя Канта, выявил одно из основных противоречий его учения: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Д. Юмом Я. полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Я. называл "верой", "откровением", "чувством", а также "разумом", противопоставляя его "рассудку". Содержанием веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности. Кантовскому категорическому императиву Я. противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и "нигилизму" (ввёл самый термин). Иррационалистическая философия Я. предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Соч.: Neue Gesamtausgabe der Werke, des Nachlasses und des Briefwechsels (in 14 Banden), Darmstadt, 1968 — ; в рус. пер. — О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., М., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, М., 1967; Lévy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, P., 1894; Bolinow 0. F., Die LebensphilosophieF. Н. Jacobis, Stuttg. — B., 1966; Baum G., Vernunftund Erkenntnis. Die Philosophie F. Н. Jacobis, Bonn, 1969.

В. Ф. Асмус.