Яно-Оймяконское нагорье

Яно-Оймяконское нагорье, горная страна в Якутской АССР, расположенная между хребтами Верхоянским и Сунтар-Хаята на Ю.-З. и Черского на С.-В. Длина около 1100 км. Состоит из различно ориентированных…


Яноушек Антонин

Яноушек (Janousek) Антонин (1877-1941), деятель чехословацкого и международного рабочего движения. В 1895 вступил в Чехославянскую социал-демократическую рабочую партию. В 1919 возглавил чехословацкую…


Яношши Лайош

Яношши (Janossy) Лайош (р. 1912, Будапешт), венгерский физик, член Венгерской АН, в 1958-73 её вице-президент. Член ЦК ВСРП. Учился в Венском и Берлинском университетах. В 1939-50 работал в…


Янсенизм

Янсенизм, неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистического мистицизма, которая прошла по Западной Европе в 17—18 вв., затрагивая преимущественно образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и методистов в англиканском). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голландского теолога К. Янсения об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине кальвинизма о предопределении). Книга Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия Х осудила отдельные тезисы его учения; однако "ученики святого Августина" продолжали борьбу, оставаясь внутри католической церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й половине 17 в. важным центром французской культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этическая бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего Пор-Рояля логику (см. также Пор-Рояля грамматика), к Я. тяготел Ж. Расин. Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатической сектантской узостью. После Великой французской революции Я. исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 Я. удалось создать свою церковь, которая в 19 в. сблизилась с немецкими старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших её к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует до настоящего времени.

Лит.: Gazier A., Histoire générale du mouvement janséniste depuis ses origines jusqu'á nos jours, 3 éd., P., 1922—24; Cognet L., Le jansénisme, P., 1961.

С. С. Аверинцев.